Технологии! Вот что сегодня существенно способно расширить области применения алюминия, продолжая вытеснять железо. Только представьте себе, алюминий является самым распространенным металлом на земле. На него приходится более 8% всей массы земной коры. В то время как доля железа в земной коре всего 5%. И вот тут-то возникает противоречие, оно ломает общую теорию спроса и предложения, которая постулирует следующее - чем больше предложения на рынке, тем ниже цена. На земле алюминия на 50%, больше железа, однако, цена на него выше цены железа в 2,7 раза.
Такая смесь природного и экономического явления по алюминию сегодня разделяет всех участников строительного сектора на два фронта. У каждой стороны имеются свои веские аргументы ЗА то, чтобы отстаивать применение алюминия в строительстве или оставаться приверженцем железа.
За 88 000 рублей за тонну можно купить уже готовые изделия, которые можно применить, например, в производстве металлоконструкций, в строительстве мостов, торговых центров и жилых домов. А за 241 800 рублей за тонну можно приобрести только полуфабрикат, чушку из алюминия, из которой еще нужно изготовить готовые к применению изделия – алюминиевый профиль, опоры освещения, фасадные решения, различные конструктивные элементы и т.д.
Вот два, на их взгляд, веских аргумента, которые звучат следующим образом:
- После прохождения всех этапов производства – от экструзии до анодирования и покраски - на выходе, алюминиевая конструкция становится значительно дороже аналогичной конструкции из стали. Так, сегодня, стоимость алюминиевых конструкций приближается к цене 400 000 рублей за тонну. А это в 5 раз дороже стали. Применять алюминий — это очень дорого и не рентабельно.
- Алюминий не конструкционная сталь, на его применение в строительстве не создана нормативно-техническая документация.
Контраргументы сторонников применения алюминия в строительстве, к которым мы, Алюмпарк, принадлежим.
Ставить во главу угла только стоимость за готовое изделие, при выборе металла – это не дальновидно и даже убыточно, если анализировать весь период использования конструкции, до самой ее “смерти”. Из нашего опыта, скажем что сегодня в городской и парковой архитектуре, урбанисты уже начали отказываться от опор для освещения парковых зон и улиц, сделанных из железа или железобетона. Они все больше отдают предпочтение эстетическим, экологичным алюминиевым опорам. С уверенностью можно сказать, что зарождается мода на алюминиевые опоры. И это понятно, ведь алюминиевые опоры освещения долговечны, не поддаются коррозии и на десятилетия сохраняют всю глубину и яркость цветового покрытия. Сравнительно высокая стоимость алюминиевых конструкций, по сравнению со стальными, нивелируется тем, что алюминиевые опоры не нужно постоянно подкрашивать, нет необходимости проводить демонтажные работы, как это происходит со стальными опорами, которые проржавели. А мы с вами знаем, какие огромные средства тратятся на городские, социальные объекты. И согласитесь, будет обидно и вызовет шквал вопросов от проверяющих органов, если спустя пару лет все опоры поржавеют, все фасады зданий покроются коричневой ржавчиной или вообще разрушатся и упадут.
Вот вам другой пример, в котором алюминий успешно вытеснил железо. Современный рынок автопрома. Сегодня абсолютно все ваяют автомобильные кузова из алюминия, хотя раньше все отдавали предпочтение только железу. Производители автомобилей оценили все те преимущества, которые предоставляет алюминий. Они увидели, и мы автовладельцы вместе с ними, что алюминиевый кузов значительно улучшает скоростные характеристики автомобиля, - уменьшается расход топлива в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания и снижает затраты электроэнергии в электрокарах. Такой кузов не коррозирует, дорожные соли не разъедают его, такой кузов долгое время сохраняет свои первозданные качества – спустя года кузов будет такой, словно он только что сошел с конвейера. Таким образом, все те качества, которые получает автомобиль, полностью нивелируют высокую стоимость алюминия. Как видите, алюминий без труда вытеснил железо в этой области. Такая картина наблюдается во многих технологичных отраслях – в космонавтике, в самолетостроении, в электротехнике, автомобилестроении, и т.д. Такая тенденция не может не коснуться и строительного сектора.
И нам есть что ответить на аргумент сторонников железа – алюминий не конструкционная сталь и на его использование в строительстве не разработана хоть какая-то нормативно-техническая документация.
Сегодня, на 2022 год, доля алюминия в строительном секторе составляет примерно 20-23%, в то время как в 2010 году на серебряный металл приходилось не более 13% (данные взяты с сайта Алюминиевой ассоциации России). Положительная динамика говорит нам о том, что шаг за шагом меняется восприятие алюминия. Значит ведутся работы по популяризации алюминия в строительном секторе. Так, глобальный алюминиевый производитель алюминия, компания “РУСАЛ” вместе с Алюминиевой ассоциацией и Московским государственным строительным университетом уже разрабатывают свод правил по строительству мостов из алюминиевых сплавов. В результате должен появиться документ о правилах применения и проектирования алюминиевых сплавов в пролетных конструкциях. И возможно, эта работа будет первым шагом на пути к началу применения алюминия в пролетных конструкциях.
В этом ключе хотелось бы отметить важные качества алюминия, которые легко могут конкурировать со сталью.
- Алюминиевые конструкции более чем в два раза легче стальных конструкций и в десять раз легче железобетона. А значит стоимость готовой конструкции и стоимость монтажных работ значительно снижены. Поэтому не корректно, в этом случае, сравнивать стоимость за тонну металла.
- Долговечность алюминиевых конструкций. Алюминий, после анодирования, получает высокие коррозионные свойства, этот металл нейтрален ко многим агрессивным средам. Другими словами, алюминиевые конструкции требует меньше ухода, их не нужно из-года в год подкрашивать и проводить ремонтные работы по замене пришедших в негодность узлов, как это обычно происходит со стальными конструкциями. Поэтому, необходимо сравнивать стоимость строительного объекта на всем жизненном цикле, включая утилизацию. А как считают затраты любители стали? Они просто посчитали затраты на возведение конструкции из стали и алюминия, увидели, что из стали получается дешевле. Они не включили будущие затраты, которые возникнут в процессе эксплуатации объекта. К сожалению, практически никто не считает эксплуатационные затраты. Это важная проблема в отрасли.
- Используя различные сплавы алюминия, можно получить хорошие конструкционные, прочностные характеристики, которые позволяют возводить пролетные конструкции. Сегодня, в мире много примеров строительства мостов из сплавов алюминия. Даже в России, в 1969 годах был построен первый мост из алюминия – Коломенский мост в Санкт-Петербурге. Сегодня в российской практике уже имеются пешеходные мосты, к примеру в природном парке Яуза и в Нижегородской области.
- Алюминий морозоустойчив. Производители и эксперты рынка говорят, что алюминиевые конструкции способны простоять без смены и какого-либо ремонта до 100 лет, при этом, выдерживают температурный режим от -80 °C до +300 °C, не теряя своих характеристик. Более того, при низких температурах металл становится еще более прочным.
- Элементы из алюминиевых сплавов соответствующего качества практически на 100% подлежат вторичной переработке неограниченное количество раз, без потери их свойств и качества материала. А это значит одно – рациональное и экономное использование природных ресурсов.
Никто из вас не мог не заметить изменение глобального мышления в отношении окружающей среды, о том, как должна выглядеть экономика страны и ее промышленность в современном формате рационального использования природных ресурсов с большим уклоном на экологичность. Данный формат способен реализоваться только при использовании экологически чистых технологий и методов производства, в которых используется легко подающееся переработке сырье. Легко догадаться, какой металл стоит в первых рядах для современной промышленности.
В тандеме с Алюминиевой ассоциацией России, которой мы благодарны за приглашение на эту деловую программу, мы надеемся на существенные, положительное, подвижки на строительном рынке России в будущем.
О проблематике мы рассказали, давайте перейдем в тенденции сквозь призму нашего опыта.
В августе 2021 году мы выставляли свои флагманские продукты – алюминиевые опоры освещения –в этом выставочном комплексе в Экспоцентр, в рамках выставки ParkSeason Expo-2021. Тогда выставка была посвящена развитию парковой инфраструктуры. Выставка не могла не состояться, ведь сам президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил перед правительством задачу улучшить городские парки к 2030 году по все стране. А мы не могли не принять участия в ней, так как производимые нами алюминиевые опоры делают архитектуру любой парковой зоны современней, светлее и гораздо привлекательнее.
Сегодня, здесь, на строительной выставке России – RosBuild 2022 – мы представили сразу два наших флагманских продукта.
1) помимо ранее представленных алюминиевых опор паркового и уличного освещения – Сити, Гарден, Валли и Слот – мы представили конические опоры из алюминия Урбан. Конусные опоры- сегодня это новое веяние в городской и парковой инфраструктуре. Благодаря своей конической форме, создается такое впечатление, что опора не имеет ни конца ни края, она словно стрела, которая устремлена ввысь, вонзаясь в облака.
Анодированный алюминиевый корпус такой опоры делает ее долговечной - ни ржавчина, ни разъедание поверхности агрессивными средами ей не грозит.
Кстати, анодирование мы производим сами, на своем производстве. Поэтому, предоставляем гарантию на покрытие 20 лет.
К выпуску новинки мы готовились два года. Наш сильный технический отдел буквально с нуля создал инновационные проектные решение, начиная с узла крепления к фундаменту, заканчивая интеграцией со SMART-системой освещения “Умный город”. Мы стремились сделать окружающую среду более технологичной, а архитектуру парков незабываемой.
2) Второй наш флагман — это алюминиевые фасадные панели, конечно-же анодированные. Сегодня, применение алюминия в строительстве, сродни с золотом, серебром и прочими драгоценностями, которые выполняют роль украшения фасада. Именно в строительстве, алюминий чаще используется для украшения фасадов зданий и офисов. Последние тенденции на рынке фасадов лишь подтверждают наши мысли. В последние несколько лет мы наблюдаем рост спроса на анодированные фасадные панели. Либо заказчик привозит к нам на анодирование самостоятельно произведённые фасадные панели, или, заказчик закупает у нас и сами панели и их анодирование. В нашей компании распространенная практика, когда клиенты приезжают “со своим”. Но после первого раза, они заказывают фасадные панели непосредственно у нас. Так дешевле, быстрее, меньше затрат на логистику.
Всех заказчиков анодированных алюминиевых панелей объединяют следующие характеристики:
- Они не ограничиваются только разовыми затратами на покупку алюминиевых фасадных панелей, они считают затраты на обслуживание фасада вплоть до его утилизации. Поэтому они остаются в выигрыше.
- Все они рассчитывают на долговечность фасадов своих зданий. Поэтому фасады их зданий и офисов выделяются яркими красками на протяжении десятилетий.
- Их архитектурные проекты требуют использовать экологически чистые материалы, который в своем производстве не нанесет урон окружающей среде.
- Стремление снизить вес фасада здания и офиса.
Последние проекты Алюмпарк:
Алюминиевые фасадные панели для станции метро Вернадского.
Алюминиевые фасадные панели для отеля в Ялте.
Алюминиевые фасадные панели для школы
Резюмируя, можно сказать, что сегодня строительный рынок утвердился в одном – если заказчик хочет получить эстетически достойный, долговечный, облегченный фасад своего здания и иметь возможность получить любую сложную форму, он обязательно выберет алюминиевые конструкции.
На наш взгляд, будущее алюминия в строительстве весьма очевидно. Мы надеемся на нашу совместную и плодотворную работу с Алюминиевой ассоциацией РФ, которая должна привести к росту популяризация алюминия в обществе, а так-же, ожидаем разработанные и утверждённые нормативно-технической базы. Все это позволит нашему предприятию существенно расширить линейку алюминиевых конструкций.