Согласно статистике, именно благодаря грамотному устройству наружного освещения дорог сокращается количество ДТП на 35-45%.

При составлении проекта учитываются особенности автодороги, ее интенсивность движения, назначение, количество опасных участков, пешеходные переходы и масса иных важных параметров. Кроме того, при организации освещения важно соблюдать установленные стандарты (ГОСТ, СНиП, СП), где указана оптимальная степень освещенности, параметры светильников, опор и множество иной важной информации. При несоблюдении установленных стандартов система наружного освещения не будет введена в эксплуатацию.

Особенности освещения автодорог

При проектировании дорожного освещения большое внимание уделяется следующим ключевым моментам:

  1. Обеспечение оптимального уровня освещенности в зависимости от конкретного участка, назначения дороги.
  2. Правильный подбор мощности светового потока, чтобы обеспечить прекрасную видимость как в темное время суток, так и при плохих погодных условиях.
  3. Особо опасные места (крутые повороты, пешеходные зоны, перекрестки и т. д.) должны быть выделены более ярким светом.
  4. Светильники должны обеспечивать качественный сфокусированный световой поток на всех участках дороги, при этом освещать и прилегающую территорию (обочины).
  5. Выбор осветительной продукции и схема размещения осуществляется в соответствии с установленными требованиями, которые зависят от разновидности улицы либо автомобильной дороги.

При проектировании необходимо сделать светотехнический расчет. В проекте должен быть указан тип опор, осветительных приборов, их точное количество на основании уровня запыленности, климатических условий и массы иных важных параметров. Кроме того, при организации наружного дорожного освещения нужно принимать во внимание и долгосрочный план развития конкретного района (от 10 лет).

Основные требования к организации осветительной системы

Нормы устройства освещения автомобильных дорог зависят от предназначения, уровня трафика.

Дороги классифицируются по следующим видам:

  • скоростные трассы — более 3000 авто в час;
  • автодороги с большим трафиком (до 3000 машин);
  • дороги со средним уровнем движения (до 1000 авто);
  • автодороги с малым трафиком.
  • На основании классификации автодорог предусмотрены и конкретные нормы освещения:
  • на автомагистралях — 30 лк;
  • на главных улицах города и иного населенного пункта — 20 лк;
  • на общественных остановках, открытых стадионах, просторных игровых площадках, в парках, скверах, набережных — не менее 10 лк;
  • на улицах промзон — 6 лк;
  • в жилых зонах, на дорогах местного значения — 6 лк;
  • вблизи многоквартирных домов — от 2 до 4 лк.

На дорогах небольших поселков или садовых товариществ уровень освещенности должен быть 2 лк, а на площадях, главных улицах или около магазинов, детских садов, школ — около 4 лк. Качественно должны быть освещены пешеходные тоннели (от 50 до 100 лк) и прочие опасные зоны.

Какие бывают опоры для организации системы освещения дорог?

При устройстве освещения на дорогах важно обеспечить безопасное движение потока машин. Именно по этой причине необходимо грамотно выбирать опоры освещения. Они должны размещаться на расстоянии не более 45 метров друг от друга, их средняя высота варьируется от 5 до 30 м в зависимости от типа дороги, дальнейшего места монтажа.

Опоры для организации дорожного освещения должны соответствовать нескольким важным параметрам:

  1. Стойкость к ветровой нагрузке, что во многом зависит от климатических условий и места размещения автомобильной дороги (открытое пространство или рядом находятся сооружения, какие-либо преграды).
  2. Загруженность дороги, от которой зависит уровень вибрационной нагрузки на установленную конструкцию.
  3. Необходимость размещения на опорах рекламных или информационных щитов, светофоров, видеокамер и иных элементов.
  4. Прокладка кабелей воздушным или подземным способом. Различают силовые и несиловые опоры освещения.
  5. Ширина и протяженность магистрали. Если ширина дорожного полотна менее 12 метров, то опоры размещаются в одностороннем порядке. При ширине более 18 метров конструкции монтируются с двух сторон в шахматном порядке.
  6. Высота опоры. Для автодорог разного назначения конструкции должны иметь высоту от 5 до 12 метров. Если это дорожная развязка, то высота опор может достигать 35 м.

По поперечному сечению опоры бывают цилиндрические, конические и любой иной формы. Все они подходят для освещения различных дорог.

Если выбирать опору по материалу изготовления, то отдается предпочтение металлическим конструкциям, которые имеют высокую прочность, стойкость к механическим повреждениям, что немаловажно при сложных условиях эксплуатации. Но они требуют регулярного обновления защитного слоя, так как подвержены коррозии. Поэтому в последнее время наибольшую популярность приобрели алюминиевые опоры. Такие конструкции проходят этап анодирования, в результате чего приобретают прочное защитное покрытие, которое не требует какого-либо обновления и сохраняет свои антикоррозионные характеристики на протяжении всего срока службы.

Рекомендации по выбору светильников

При выборе осветительных уличных приборов учитывается ряд важных критериев:

  1. Высокая защита от неблагоприятных погодных условий. Прибор должен иметь высокий уровень пыле-, влагозащищенности (не менее IP65).
  2. Низкий уровень энергопотребления, так как светильники должны быть экономичными в применении, ведь рассчитаны на длительный срок эксплуатации.
  3. Безопасность использования, которая напрямую зависит от износоустойчивости, прочности корпуса, возможности справляться с разными негативными внешними факторами.
  4. Высокие декоративные качества, которые тоже немаловажны при организации освещения городских улиц.
  5. Простота технического обслуживания.

Если ранее часто использовались лампы накаливания, галогенные, газоразрядные приборы, то сегодня в основном устанавливаются светодиодные светильники.

Светодиодная продукция имеет массу плюсов в применении:

  • большой рабочий ресурс (до 1000 часов);
  • огромный выбор технических характеристик (это мощность, цветовая температура, угол светорассеивания и т. д.);
  • высокая светоотдача;
  • малое потребление электрической энергии;
  • отсутствие мерцания;
  • стойкость к скачкам напряжения;
  • широкий диапазон рабочего температурного режима;
  • устойчивость к негативному внешнему воздействию;
  • экологическая безопасность, простота утилизации;
  • стойкость к ударам, вибрации и большим нагрузкам.

Светодиодные приборы уже давно доказали свою надежность, эффективность, рациональность применения, поэтому они отлично подходят для организации освещения дорог разнообразного назначения, улучшения видимости при этом, обеспечивают комфорт для глаз.

Управление световыми приборами может осуществляться несколькими способами:

  • вручную оператором из пункта управления;
  • с помощью специализированных реле, которые будут автоматически включать и выключать осветительное оборудование в зависимости от времени суток.

Понятно, что большое распространение получил автоматизированный вариант управления, так как позволяет рационально расходовать электрическую энергию, своевременно обнаруживать неисправности, исключить человеческий фактор.

Итог

Организация наружного освещения для автодорог — это сложная задача. Для начала обследуется дорога, определяется тип покрытия, составляется план с указанием пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и массы иных важных факторов. Затем определяется категория дороги, которая зависит от скорости движения транспорта, количества полос и т. д.

На основании полученной информации подбирается нормируемая освещенность, разрабатывается схема монтажа опор, соответственно, светильников, рассчитывается яркость света и иные эксплуатационные параметры.

Чтобы обеспечить долговечное и безопасное уличное освещение, немаловажно выбирать надежные элементы. Большую роль играют опоры освещения, кронштейны и светильники, которые несут огромную эксплуатационную нагрузку и должны быть устойчивыми к негативным внешним факторам окружающей среды. Поэтому большое распространение получили алюминиевые опоры и светодиодные светильники, купить которые можно в компании «Алюмпарк».